Поздравления с днем андрея рублева

Поздравления с днем андрея рублеваСпасо-Андроников монастырь (Фото: ppl, Shutterstock)

Год рождения преподобного Андрея Рублева не известен, не известно и его происхождение, исторические сведения о нем скудны. Наличие у него прозвища-фамилии (Рублев) дает возможность предположить, что происходил он из образованных кругов общества, поскольку фамилии носили в ту эпоху только представители высших слоев. Принято считать, что он родился около 1340-1350 года.

Вся жизнь преподобного Андрея Рублева связана с двумя монастырями: Троице-Сергиевым и Спасо-Андрониковым в Москве. Предание, восходящее к 16 веку, видит в нем духовного сына преподобного Никона Радонежского, по духу святой Андрей является, несомненно, учеником преподобного Сергия Радонежского.

Живя в высокодуховной атмосфере, инок Андрей поучался как историческими примерами святости, так и образцами подвижнической жизни, которые находил в своем окружении. Он глубоко вникал в учение Церкви и в жития святых, которых он изображал, следовал им, что позволило его таланту достичь художественного и духовного совершенства.

Летопись сообщает, что в 1408 году преподобный Андрей, вместе со своим старшим сопостником и соработником Даниилом Черным, принимал участие в росписи Успенского собора во Владимире. Известны и другие основные его произведения: иконостас и росписи Благовещенского собора в Москве, икона «Богоматерь Владимирская» для Успенского собора во Владимире, росписи и иконостас Успенского собора в Звенигороде, в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и знаменитая православная святыня — «Святая Троица» для этого же собора, росписи и иконы в Спасо-Андрониковом монастыре.

Поздравления с днем андрея рублева

Согласно поздним источникам святые мощи его почивают в Андрониковом монастыре. Память святого праздновалась в Троице-Сергиевой лавре (4) 17 июля в день тезоименитства со святым Андреем Критским.

Канонизирован преподобный Андрей на основании святости жизни, его подвига иконописания, в котором он, подобно евангелисту, свидетельствовал и продолжает ныне возвещать людям неложную истину о Боге, в Троице славимом.

Канонизирован святой Андрей Рублев церковью в год 1000-летия Крещения Руси.

Поздравления с днем андрея рублева
Преподобный Андрей Рублев. Житийная икона

Преподобный Андрей Рублев хорошо знал образованных людей своего времени и, по-видимому, был знаком с высокохудожественными образцами византийского искусства. Среди его возможных собеседников, в первую очередь, следует назвать митрополита Киприана. Иноку Андрею был близок его духовный мир. Известно, что святитель Киприан прошел школу афонского монашества. Через это общение преподобный Андрей воспринимал духовное влияние двух самых ярких представителей афонского исихазма. Митрополит Киприан был учеником святого Патриарха Филофея Коккина, ученика святителя Григория Паламы. Возношение «ума и мысли» к «невещественному и Божественному свету» от созерцания святых икон («возведение чувственного ока») – эта совершенно исихастская характеристика неслучайно дана преподобным Иосифом Волоцким Андрею Рублеву и Даниилу Черному.

Поздравления с днем андрея рублева

«Всех превосходящий в премудрости зельне», по словам преподобного Иосифа Волоцкого, инок Андрей хорошо знал творения многих святых отцов и учителей Церкви. Ему, несомненно, были известны творения священномученика Дионисия Ареопагита, переведенные в XIV веке афонским монахом Исаией по поручению высшей церковной власти в связи со спорами об исихазме. Преподобный Андрей знакомился и с творениями святого Григория Синаита. В круг чтения иконописца, несомненно, входили «Богословие» преподобного Иоанна Дамаскина, «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «Палея толковая» и многие другие творения.

В 1408 году инок Андрей впервые упоминается вместе со своим сопостником Даниилом Черным. Тесная духовная связь двух знаменитых иконописцев продолжалась около двадцати лет. Предание об их общении бережно сохранялось на протяжении XV века и было записано преподобным Иосифом Волоцким со слов бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря Спиридона. Это предание доносит до нас светлый образ двух подвижников, истинных монахов и аскетов. Преподобный Иосиф кратко изложил суть их отношения к иконописи. Созерцание икон для них является праздником, исполняющим сердце «божественной радостью и светлостью».

В XVIII–XIX веках творчество Андрея Рублева пребывало в забвении. Но в начале XX века интерес к нему пробудился вновь. Получило оно и международное признание. Сегодня имя преподобного Андрея является бесспорным символом благодатных традиций древнего русского иконописания.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1988 года причислил Андрея Рублева к лику святых для общецерковного почитания. «О преподобном Андрее современники свидетельствовали как о подвижнике святой жизни, обильно проявлявшем христианскую любовь к ближним, – говорится в Деяниях Собора. – Через многие иконы преподобного Андрея, особенно через образ „Святой Троицы“, ставший совершенным выражением догмата о Триедином Боге после более чем тысячелетнего его осмысления в православной иконографии, христианское благовестие в наши дни распространяется по всему миру».

Богословский смысл подвижнического служения преподобного иконописца раскрывается в словах канона Андрею Рублеву, составленного после его канонизации: «Верою Христа в сердце вселив, блаженне Андрее, со всеми святыми постигл еси, что есть широта и долгота, глубина и высота Святыя Церкве, и иконами показуеши тайны Царствия Небеснаго, глаголя: слава силе Твоей, Господи!»

Наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи Андрей Рублев родился около 1360 г. (по другим источникам около 1370 г.).

Биографические сведения о Рублеве крайне скудны: воспитывался в светской среде, живописному мастерству учился в Византии и Болгарии.

По «Сказанию о святых иконописцах» (XVII век) известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392). Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе, в Андронниковом монастыре в Москве).

Приняв монашеский чин, долгое время работал в Троице-Сергиевой лавре. Участвовал в выполнении ответственных заказов – украшении (совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца) Благовещенского собора Московского Кремля (1405), в иконостасе которого выполнил иконы праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим»).

В 1408 г. Рублев совместно с Даниилом Черным и другими мастерами расписал Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса.

В 1425-1427 гг. Рублев совместно с Даниилом Черным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.

Самая известная работа Андрея Рублева — икона «Троица» (была написана около 1420 г., в настоящее время хранится в Третьяковской галерее).

По свидетельству одного из источников XVII века, она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона. В основе иконографии — библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов.

Кисти великого иконописца также приписывают фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV – начало XV веков; сохранились фрагменты), иконы – «Владимирская богоматерь» (около 1409 г., Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408 г., хранится в Третьяковской галерее), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (конец XIV – начало XV веков, хранятся в Российской Государственной Библиотеке им. В. И. Ленина в Москве).

Последние годы жизни Рублев провел в Андрониковом монастыре в Москве, где расписывал Спасский собор (сохранились фрагменты орнаментальных фресок).

Скончался Андрей Рублев в Андрониковом монастыре 29 января 1430 г. Во второй половине XVIII века место нахождения могилы Рублева было утеряно.

В 1551 г. согласно решению Стоглавого собора работы Рублева были приняты за образец, к которому должны стремиться все православные иконописцы.

В 1947 г. Андрониковом монастыре был учрежден Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. 21 сентября 1960 г. музей открыл двери для посетителей.

17 июля 1988 г. Андрей Рублев был канонизирован Русской православной церковью. Этот день официально объявлен днем памяти Андрея Рублева.

В середине 1990-х гг. в ходе восстановительных работ в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря были обнаружены останки Андрея Рублева. В 2006 г. о находке было объявлено официально.

Православная церковь в этот день почитает иконописца Андрея Рублева

Поздравления с днем андрея рублева

В субботу, 17 июля, Православная церковь почитает Андрея Налива, в мирской жизни день посвящен русскому иконописцу Андрею Рублеву.

История праздника:

Сведений из жизни прославленного русского иконописца известно не так уж и много. Родился он в 1360-1370 годах в семье ремесленников. Некоторые источники гласят, что сначала святой Андрей проживал в Троицкой обители, находился в послушании у Никона Радонежского. После чего перешел в Спасо-Андроников монастырь в Москву. Здесь принимал участие в создании иконостаса и росписи Благовещенского собора, Троицкого собора Сергиевой обители, собора Успения Пресвятой Богородицы во Владимире. Самая прославленная икона, «Живоначальная Троица», была написана им для преподобного Сергия Чудотворца. Знаменитыми у Рублева считаются и работы «Владимирская Богоматерь», «Спас в силах», миниатюры для «Евангелия Хитрово». Сообщается, что его труды были признаны еще при жизни, что большая редкость для тех времен. Дело в том, что созданные им иконы имели чудотворные действа. В народе день прозвали Наливой, поскольку именно в этот период на полях наливаются озимые культуры.

Св. Ан­дрей ро­дил­ся око­ло 1360 г. Про­ис­хо­дил из об­ра­зо­ван­ных кру­гов, от­ли­чал­ся необык­но­вен­ной муд­ро­стью, о чем сви­де­тель­ству­ет его твор­че­ство. Жи­во­пис­но­му ма­стер­ству учил­ся в Ви­зан­тии и Бол­га­рии.

Поздравления с днем андрея рублева

Преподобный Андрей Рублев, иконописец

Св. Ан­дрей неко­то­рое вре­мя ра­бо­тал вме­сте с Фе­о­фа­ном Гре­ком и, воз­мож­но, был его уче­ни­ком. Вся жизнь пре­по­доб­но­го свя­за­на с дву­мя мо­на­сты­ря­ми: Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­рой и Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вым мос­ков­ским мо­на­сты­рем. Ино­че­ский по­стриг свя­той при­нял в Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вой оби­те­ли. Жи­вя в вы­со­ко ду­хов­ной сре­де, в ат­мо­сфе­ре свя­то­сти, инок Ан­дрей по­учал­ся как ис­то­ри­че­ски­ми при­ме­ра­ми свя­то­сти, так и жи­вым об­раз­цом окру­жав­ших его по­движ­ни­ков. Око­ло 20 лет, до са­мой смер­ти, он вме­сте со сво­им со­пост­ни­ком Да­ни­и­лом Чер­ным вел жизнь ико­но­пис­ца-по­движ­ни­ка.

Уже по­сле смер­ти прп. Ан­дрея Да­ни­ил, не раз­лу­чав­ший­ся с ним в серд­це сво­ем и по его от­ше­ствии, уми­рая, по­лу­чил от­кро­ве­ние о про­слав­ле­нии сво­е­го ду­хов­но­го бра­та в Цар­ствии Небес­ном.

Ки­сти свя­то­го Ан­дрея Рубле­ва при­над­ле­жит зна­ме­ни­тый чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Тро­и­цы, ко­то­рый до сих пор яв­ля­ет­ся непре­взой­ден­ным об­раз­цом в ико­но­пи­са­нии. Свя­той Ан­дрей рас­пи­сы­вал Бла­го­ве­щен­ский со­бор в Мос­ков­ском Крем­ле, ико­но­стас и сам Успен­ский со­бор в г. Вла­ди­ми­ре (1408 г.). Прп. Ан­дрей Рублев на­пи­сал Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­го­ма­те­ри для Успен­ско­го со­бо­ра в г. Вла­ди­ми­ре; на­пи­сал ико­но­стас и рас­пи­сал сте­ны Успен­ско­го со­бо­ра в Зве­ни­го­ро­де (ко­нец XIV – на­ча­ло XV вв.); де­и­сус­ный чин в ико­но­ста­се со­бо­ра Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Сав­во-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря; рас­пи­сал сте­ны и вы­пол­нил ико­но­стас Тро­иц­ко­го со­бо­ра Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры и др.

Молитвы

Тропарь преподобного Андрея Рублева, глас 3

Божественнаго света лучами облистаемый,/ преподобне Андрее,/ Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу,/ и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси/ Единство во Святей Троице,/ мы же со удивлением и радостию вопием ти:/ имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,// моли просветити души наша.

Кондак преподобного Андрея Рублева, глас 8

От юности к Божественней красоте устремляяся,/ чудный иконописец в земли Российстей был еси,/ и богоносным твоим учителем поревновав,/ сиянием добродетелей украсился еси, преподобне Андрее,// темже и явися Церкве нашея похвала и радование.

Величание преподобному Андрею Рублеву, иконописцу

Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче наш Андре́е, о́браз Пресвяты́я Тро́ицы нам дарова́вый, и тем луча́ми Триипоста́снаго Божества́ всех нас просвети́вый.

Молитва преподобному Андрею Рублеву, иконописцу

О, преди́вный иконопи́сче преподо́бне о́тче Андре́е! Услы́ши моле́ния на́с, гре́шных, с ве́рою, наде́ждою и любо́вию взыва́ющих тебе́, и бу́ди предста́телем на́шим пред Свято́ю Тро́ицею. Твори́вый благода́тно в хра́мех Бо́жиих, помози́ и на́м созида́ти хра́мы во сла́ву Бо́жию. Пости́гнув та́йны красоты́ и́стинныя, озари́ на́с позна́нием красоты́ богослуже́ния нетле́нныя. Исцеля́яй ду́ши взира́нием на ико́ны твоя́, да́руй на́м и моще́й твои́х цельбу́. Послужи́вый едине́нию ве́рных, исхода́тай и на́м еди́ным се́рдцем и еди́ны устны́ восхвали́ти утиша́ющаго ро́зни ми́ра сего́ в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Поздравления с днем андрея рублева

Преподобный Андрей Рублев, память которого чтит сегодня Церковь, был пре-подобным по преимуществу. Его преподобие было в его сотворчестве Богу, в продолжении видимого раскрытия тайн Божьего домостроительства, Божьего замысла о мире. Сама канонизация Андрея — явление некоего поворота в жизни Церкви. Это совсем не значит, что до него не было святых иконописцев: свидетельство тому — пришедший первым на ум Алипий Печерский († 1114). Суть не в этом. Канонизация Рублева спустя пятьсот с лишним лет — признание богословия иконописца, его дара выражать церковный догмат средствами живописи.

Преп. Андрей на рубеже XIV—XV вв. не только достойно принял пальмовую ветвь — плод расцвета византийской иконы времен Палеологов — через своего друга и учителя Феофана Грека, не только развил задатки домонгольской русской, по преимуществу «романской» иконы, но сделал решительный шаг и открыл новый путь, превышающий даже задачи, выраженные в оросе Седьмого Вселенского Собора (в том, что икона должна «соответствовать евангельской проповеди» и служить к «уверению истинного, а не воображаемого воплощения Бога Слова»). Через икону Рублев стал богословствовать. Никто ни до него, ни после не говорил таким чистым языком веры.

Трудно говорить об иконе Святой Троицы преподобного Андрея, ибо о ней сказано так много, что порой думается, что добавить уже нечего. Но это неверно.

Россия, как всем хорошо известно, приняла христианство позднее большинства европейских стран. Тринитарные споры давно отшумели, соборные дискуссии Византийской империи, в которые вовлекались толпы народа, даже воспоминанием своим не достигали ушей народна северной Московии. Православные догматы были даны, но их нужно было усвоить, принять, сделать своими.

Вопреки некоторым «розовым» представлениям о прошлом, с грустью нужно признать, что лесные просторы не оглашались словом, а деревянные амвоны знали только единичных проповедников, таких как митрополит Иларион да Кирилл Туровский. Еще менее развито было письменное слово. Греческая каллиграфия, превращенная Кириллом, Учителем славян, в славянский шрифт, еще далеко не была усвоена. Было мало писателей, еще меньше читателей. Наверное, потому исихазм стал родным для России, что и говорить-то толком еще не научились. Все известное наследие Древней Руси до XIV в. умещается в небольшой книжице, которую даже томом назвать затруднительно.

Тем не менее уже был митрополит Алексий, по-гречески «умевший» и переводивший Священное Писание на российский лад, и преподобный Сергий, жизнью своей раскрывавший свое сердечное знание о Живоначальной Троице. Вот почему Андрей Рублев открывает русское возрождение, русское «кваттроченто», не только красотой почти античной формы, но и глубокой «умной» проповедью — «умозрением в красках».

Икона Святой Троицы воистину открывает новые горизонты богословия, превосходящие даже скупость догматических определений, скованных апофатикой. Что мы знаем о свойствах Лиц Святой Троицы из догматического учения Церкви? — только границы — и это верно; остальное дается верой и интуицией: рождение, исхождение, нерожденность — все и ничего, много и очень мало. Что мы знаем о Троичном Единстве? — только исповедание: Единосущие и Нераздельность.

То, что нам раскрывает Андрей Рублев, тоже не может быть высказано, но может быть почерпнуто образно. Этот образ Троичной жизни Великого Совета Пресвятой Троицы вокруг жертвенной чаши взят и воспринят (и претворен затем) у преподобного Сергия Радонежского. Смутный намек на это есть в житии преп. Никона — ученика Сергиева.

Этим предположением не следует пренебрегать. Сергий — носитель веры — предпочитал дело, а не слово. Рублев — восприемник откровения учителя Российского — предпочел слову — образ. И этот образ точнее богословской форму-лировки. Как сказал прот. А. Шмеман, рублевская Троица есть «откровение, явление и видение Единства как самой Божественной жизни, как Сущего».

К сожалению, у преподобного Андрея не было достойных продолжателей. Даже первые русские богословы-толкователи икон не способны были оценить этого откровения. Икона Троичного единства опять вернулась к литературному сюжету Библии: явлению трех странников в ангельском обличии, а споры XVI и XVII вв. будут о том, кто же из них — образ Христа, и писать ли нимбы крещаты у всех или у Единого…

Но есть надежда, ибо Троица заново обрела жизнь только в 1918 г., а Рублев признан святым иконописцем в 1988 г. За это время Троица стала главной иконой христианского мира. Она невидимо собирает распадшееся тело Церкви. Она сама, как некогда явленные иконы, ушла бродить по свету, возвещая о Церковном Единстве, ибо являет собой Единосущие и Единство. Икону эту можно встретить даже в протестантских храмах Запада, ибо перед ней бессильны иконоборческие доводы. Она не изображает Бога и не отображает Его, она от образа возводит к Первообразу, от типа к Архетипу — Творцу всех.

Вот почему мы славим творца иконы Святой Троицы, обозначая тем самым свое собственное церковное предназначение — единство церковное, подобное единству Трех.

Св. Ан­дрей ро­дил­ся око­ло 1360 г. Про­ис­хо­дил из об­ра­зо­ван­ных кру­гов, от­ли­чал­ся необык­но­вен­ной муд­ро­стью, о чем сви­де­тель­ству­ет его твор­че­ство. Жи­во­пис­но­му ма­стер­ству учил­ся в Ви­зан­тии и Бол­га­рии. Св. Ан­дрей неко­то­рое вре­мя ра­бо­тал вме­сте с Фе­о­фа­ном Гре­ком и, воз­мож­но, был его уче­ни­ком.

Поздравления с днем андрея рублева

Преподобный Андрей Рублев

Вся жизнь пре­по­доб­но­го свя­за­на с дву­мя мо­на­сты­ря­ми: Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­рой и Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вым мос­ков­ским мо­на­сты­рем. Ино­че­ский по­стриг свя­той при­нял в Спа­со-Ан­д­ро­ни­ко­вой оби­те­ли. Жи­вя в вы­со­ко ду­хов­ной сре­де, в ат­мо­сфе­ре свя­то­сти, инок Ан­дрей по­учал­ся как ис­то­ри­че­ски­ми при­ме­ра­ми свя­то­сти, так и жи­вым об­раз­цом окру­жав­ших его по­движ­ни­ков. Око­ло 20 лет, до са­мой смер­ти, он вме­сте со сво­им со­пост­ни­ком Да­ни­и­лом Чер­ным вел жизнь ико­но­пис­ца-по­движ­ни­ка.

Уже по­сле смер­ти прп. Ан­дрея Да­ни­ил, не раз­лу­чав­ший­ся с ним в серд­це сво­ем и по его от­ше­ствии, уми­рая, по­лу­чил от­кро­ве­ние о про­слав­ле­нии сво­е­го ду­хов­но­го бра­та в Цар­ствии Небес­ном.

Ки­сти свя­то­го Ан­дрея Рубле­ва при­над­ле­жит зна­ме­ни­тый чу­до­твор­ный об­раз Пре­свя­той Тро­и­цы, ко­то­рый до сих пор яв­ля­ет­ся непре­взой­ден­ным об­раз­цом в ико­но­пи­са­нии. Свя­той Ан­дрей рас­пи­сы­вал Бла­го­ве­щен­ский со­бор в Мос­ков­ском Крем­ле, ико­но­стас и сам Успен­ский со­бор в г. Вла­ди­ми­ре (1408 г.). Прп. Ан­дрей Рублев на­пи­сал Вла­ди­мир­скую ико­ну Бо­го­ма­те­ри для Успен­ско­го со­бо­ра в г. Вла­ди­ми­ре; на­пи­сал ико­но­стас и рас­пи­сал сте­ны Успен­ско­го со­бо­ра в Зве­ни­го­ро­де (ко­нец XIV – на­ча­ло XV вв.); де­и­сус­ный чин в ико­но­ста­се со­бо­ра Рож­де­ства Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы Сав­во-Сто­ро­жев­ско­го мо­на­сты­ря; рас­пи­сал сте­ны и вы­пол­нил ико­но­стас Тро­иц­ко­го со­бо­ра Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ры и др.

Молитвы

Тропарь преподобному Андрею Рублеву, иконописцу, глас 3

Боже́ственнаго све́та луча́ми облиста́емый,/ преподо́бне Андре́е,/ Христа́ позна́л еси́ Бо́жию Прему́дрость и Си́лу,/ и ико́ною Святы́я Тро́ицы всему́ ми́ру пропове́дал еси́/ Еди́нство во Святе́й Тро́ице./ Мы же со удивле́нием и ра́достию вопие́м ти:/ име́яй дерзнове́ние ко Пресвяте́й Тро́ице// моли́ просвети́ти ду́ши на́ша.

Кондак преподобному Андрею Рублеву, иконописцу, глас 8

От ю́ности к Боже́ственней красоте́ устремля́яся,/ чу́дный иконопи́сец в земли́ Росси́йстей был еси́,/ и, богоно́сным твои́м учи́телем поревнова́в,/ сия́нием доброде́телей украси́лся еси́, преподо́бне Андре́е,// те́мже и яви́ся Це́ркве на́шея похвала́ и ра́дование.

Величание преподобному Андрею Рублеву, иконописцу

Ублажа́ем тя, преподо́бне о́тче наш Андре́е, о́браз Пресвяты́я Тро́ицы нам дарова́вый, и тем луча́ми Триипоста́снаго Божества́ всех нас просвети́вый.

Молитва преподобному Андрею Рублеву, иконописцу

О, преди́вный иконопи́сче преподо́бне о́тче Андре́е! Услы́ши моле́ния на́с, гре́шных, с ве́рою, наде́ждою и любо́вию взыва́ющих тебе́, и бу́ди предста́телем на́шим пред Свято́ю Тро́ицею. Твори́вый благода́тно в хра́мех Бо́жиих, помози́ и на́м созида́ти хра́мы во сла́ву Бо́жию. Пости́гнув та́йны красоты́ и́стинныя, озари́ на́с позна́нием красоты́ богослуже́ния нетле́нныя. Исцеля́яй ду́ши взира́нием на ико́ны твоя́, да́руй на́м и моще́й твои́х цельбу́. Послужи́вый едине́нию ве́рных, исхода́тай и на́м еди́ным се́рдцем и еди́ны устны́ восхвали́ти утиша́ющаго ро́зни ми́ра сего́ в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха во ве́ки веко́в. Ами́нь.

День памяти выдающегося русского иконописца преподобного Андрея Рублева (+ XV в.) празднует Православная Церковь в пятницу 17 июля 2020 года.

Среди работ святого иконописца выделяются фрески Успенского собора во Владимире (сохранились частично), а также росписи и иконы Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Предположительно, именно в иконостас Троицкого собора входил один из главных шедевров преподобного Андрея Рублева – икона «Святая Троица».

Также святому иконописцу приписывают образ Спасителя из Звенигородского чина рубежа XIV-XV веков.

В житии Андрея Рублева есть одна интересная ремарка. Когда они с Даниилом Черным работали вместе, то подолгу сидели и просто созерцали иконы. Не писали, не молились, а просто смотрели, как бы пребывая перед иконами, питаясь ими.

Они хотели услышать голос Бога, увидеть божественные образы, которые потом смогут воплотить в красках.

Память 4 июля, 13 июня (вместе с его сподвижниками прпп. Андроником, Саввой и Александром, игум. Московскими, и иконописцем Даниилом Чёрным), 29 января (в предполагаемый день преставления; Греч. [1]), в Соборах Московских и Радонежских святых

В древнем житии преподобного Сергия Радонежского, составленном его учеником Епифанием, украшенном многочисленными миниатюрами (список XVI в.), Андрей Рублев изображен в трех видах: сидящим на подмостках и пишущим на стене храма образ Нерукотворенного Спаса; приходящим к новопостроенной в лавре каменной церкви и погребаемым лаврской братией.

Скончался, согласно одному из предположений, 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре.

Наиболее крупные работы Андрея Рублева — иконы, а также фрески в соборе Успения во Владимире (1408). Деисис работы Феофана Грека и Андрея Рублева, равно как и вся златоверхая церковь Благовещения на царском дворе, у царской казны, сгорели во время большого пожара в Москве в 1547.

Крупнейшие мастера древнерусской живописи, включая Дионисия, испытали глубокое воздействие его творчества. На Стоглавом соборе (1551) иконопись Рублева была провозглашена образцом для подражания: прямо было ведено «писати живописцем иконы с древних образов, как греческий живописцы писали, и как писал Андрей Рублев и протчии пресловутый живописцы».

Большая работа по реставрации его произведений и уточнению его художественной биографии, проделанная в XX веке, привела и к образованию романтической «рублевской легенды», извлекающей героизированную фигуру художника из анонимно-аскетической, надындивидуальной среды средневекового творчества.

Местночтимый святой с XVI века, был канонизирован Русской Православной Церковью в 1988 году.

Творчество

Поздравления с днем андрея рублева
Троица, А. Рублёв, 1425 — 1427. Государственная Третьяковская галерея

Произведения Андрея Рублева принадлежат к высшим достижениям русского и мирового духовного искусства, воплотившего возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека Святой Руси. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина (“Спас”, “Апостол Павел” (находится в Русском музее), “Архангел Михаил”, все — рубеж XIV-XV веков), где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приемам монументальной живописи.

В конце XIV — начале XV века Рублев создал свой шедевр — икону “Троица” (находится в Государственной Третьяковской галерее на сюжет «Гостеприимство Авраама». Традиционный библейский сюжет он наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием. Отойдя от традиционных канонов, поместил в центре композиции единственную чашу (символизирующую жертвенную смерть), а ее очертания повторил в контурах боковых ангелов. Центральный (символизирующий Христа) ангел занял место жертвы и выделен выразительным контрастом пятен темно-вишневого и голубого цветов, оркестрованным изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. Вписанная в круг композиция пронизана глубокими круговыми ритмами, подчиняющими себе все линии контуров, согласованность которых производит почти музыкальный эффект. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» — самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

В 1405 совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца Андрей Рублев расписал Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились), а в 1408 с Даниилом Чёрным и другими мастерами — Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.

Из фресок Рублева во Владимирском Успенском соборе наиболее значительна композиция «Страшный суд», где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества Божественной справедливости. Работы Андрея Рублева во Владимире свидетельствуют, что к тому времени он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.

В 1425 — 1427 годах Рублев совместно с Даниилом Чёрным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. Колорит поздних икон более сумрачен; в части из них усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427) последней работой Рублева. Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV — начало XV века), иконы — «Владимирская Богоматерь» (ок. 1409, Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408), часть икон праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Воскрешение Лазаря», «Преображение», «Вход в Иерусалим» — все ок. 1399) Благовещенского собора Московского Кремля, часть миниатюр «Евангелия Хитрово».

С 1959 в Андрониковом монастыре действует Музей имени Андрея Рублева, демонстрирующий искусство его эпохи.

Искусствовед М. В. Алпатов писал: «Искусство Рублева — это прежде всего искусство больших мыслей, глубоких чувств, сжатое рамками лаконичных образов-символов, искусство большого духовного содержания»; «Андрей Рублев возродил античные принципы композиции, ритма, пропорций, гармонии, опираясь в основном на свою художественную интуицию».

Поздравления с днем андрея рублева

17.07.2018 08:15:00

День памяти преподобного Андрея Рублёва

17 июля (4 июля по старому стилю) Православная Церковь отмечает День памяти преподобного Андрея Рублёва.

Наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи Андрей Рублёв родился около 1360 г. (по другим источникам около 1370 г.). Биографические сведения о Рублёве крайне скудны: воспитывался в светской среде, живописному мастерству учился в Византии и Болгарии.

По «Сказанию о святых иконописцах» (XVII век) известно, что Андрей Рублёв жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392). Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе, в Андронниковом монастыре в Москве).

Приняв монашеский чин, долгое время работал в Троице-Сергиевой лавре. Участвовал в выполнении ответственных заказов – украшении (совместно с Феофаном Греком и Прохором с Городца) Благовещенского собора Московского Кремля (1405), в иконостасе которого выполнил иконы праздничного чина («Благовещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Крещение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим»).

В 1408 г. Рублев совместно с Даниилом Черным и другими мастерами расписал Успенский собор во Владимире (роспись сохранилась частично) и создал иконы для его монументального трехъярусного иконостаса.

В 1425-1427 гг. Рублев совместно с Даниилом Черным и другими мастерами расписал Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и создал иконы его иконостаса.

Самая известная работа Андрея Рублева — икона «Троица» (была написана около 1420 г., в настоящее время хранится в Третьяковской галерее).

По свидетельству одного из источников XVII века, она была написана «в похвалу Сергию Радонежскому» по заказу его ученика и преемника игумена Никона. В основе иконографии — библейский рассказ (Кн. Бытия, XVIII) о явлении праведному Аврааму божества в образе трех ангелов.

Кисти великого иконописца также приписывают фрески Успенского собора на «Городке» в Звенигороде (конец XIV – начало XV веков; сохранились фрагменты), иконы – «Владимирская богоматерь» (около 1409 г., Успенский собор, Владимир), «Спас в силах» (1408 г., хранится в Третьяковской галерее), часть миниатюр «Евангелия Хитрово» (конец XIV – начало XV веков, хранятся в Российской Государственной Библиотеке им. В. И. Ленина в Москве).

Последние годы жизни Рублев провел в Андрониковом монастыре в Москве, где расписывал Спасский собор (сохранились фрагменты орнаментальных фресок).

Скончался Андрей Рублев в Андрониковом монастыре 29 января 1430 г. Во второй половине XVIII века место нахождения могилы Рублева было утеряно.

В 1551 г. согласно решению Стоглавого собора работы Рублева были приняты за образец, к которому должны стремиться все православные иконописцы.

В 1947 г. Андрониковом монастыре был учрежден Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. 21 сентября 1960 г. музей открыл двери для посетителей.

17 июля 1988 г. Андрей Рублев был канонизирован Русской православной церковью. Этот день официально объявлен днем памяти Андрея Рублева.

В середине 1990-х гг. в ходе восстановительных работ в Спасском соборе Спасо-Андроникова монастыря были обнаружены останки Андрея Рублева. В 2006 г. о находке было объявлено официально.

Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА

(из доклада на Епархиальном собрании Московской епархии 22 декабря 2021 года)

mv2.jpg/v1/crop/x_136,y_0,w_369,h_400/fill/w_89,h_96,al_c,q_80,usm_0.66_1.00_0.01,blur_2,enc_auto/%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B8%D0%BB%D0%BB.jpg» alt=»Кирилл.jpg» width=»» height=»» />

Призываю всех с осторожным вниманием следить за своим здоровьем, прислушиваться к рекомендациям специалистов. Знаю, что многих волнует тема вакцинации от коронавирусной инфекции и что в среде духовенства и мирян, точно так же, как и во всём обществе, есть разногласия по этому поводу. Кто-то считает, что вакцинация должна быть обязательной для всех, кто-то — что она должна быть полностью добровольной. Кто-то и вовсе считает её ненужной или даже неприемлемой. В мае этого года в Москве силами секретариата Межсоборного Присутствия было организовано обсуждение данной темы с привлечением компетентных специалистов.

Сегодня, 17 июля, в России вспоминают иконописца Андрея Рублева, которого православная церковь канонизировала в лике святых.

Поздравления с днем андрея рублева

Фрагмент иконы с изображением Андрея Рублева

Фото: bin63.livejournal.com

Биографические сведения об Андрее Рублеве очень скудны. Известно лишь, что он происходил из семьи ремесленников, в сознательном возрасте принял монашеский постриг в Троице-Сергиевом монастыре.

Андрей Рублев в ХV веке участвовал в росписи Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире, руководил росписью Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря.

Самый известный шедевр иконописца — «Троица». Также ему приписывается ряд других работ: фрески Успенского собора в Звенигороде, иконы «Владимирская богоматерь», «Спас в силах», некоторые иконы Благовещенского собора, часть миниатюр «Евангелия Хитрова».

Уже при жизни Андрея Рублева многие его иконы почитались как чудотворные.

Чемпион US Open – 2014, хорватский теннисист Марин Чилич рассказал о тактике в матче с россиянином Андреем Рублёвым в третьем круге Открытого чемпионата Австралии – 2022. Чилич одержал победу со счётом 7:5, 7:6 (7:3), 3:6, 6:3.

«Сегодня я действительно играл невероятно от начала до конца. Сложно с такими соперниками как Андрей, которые очень сильно бьют. Если с ним играть пассивно, то день будет очень сложным. Поэтому я старался контролировать игру. Мне было очень важно подавать сегодня хорошо, чтобы выбивать его из корта. В 3-м сете он сделал несколько хороших приёмов, особенно из 1-го квадрата, и мне пришлось внести коррективы.

Я очень доволен, особенно как отыграл тай-брейк второго сета. Последние несколько месяцев для меня были неплохими. Я провёл много хороших матчей с лета прошлого года. Неважно, кто мой соперник, стараюсь играть хорошо. Всегда настроен на то, чтобы прибавлять и прибавлять, и получать удовольствие от игры», — сказал Чилич в эфире Eurosport.

Не слишком удачно сложился для команды ОКР второй день теннисного турнира Олимпийских игр в Токио. Главной сенсацией со знаком минус стал вылет в одиночном разряде Андрея Рублева. Пятый сеяный уже в первом круге уступил надеже Японии Кеи Нисикори. Вылетела в одиночке и Вероника Кудерметова, а также пара Даниил Медведев/ Аслан Карацев. Но есть и хорошие новости – Карен Хачанов, Екатерина Александрова и Елена Веснина по-прежнему в игре.

Днем ранее Рублев вместе с Хачановым вылетели в паре, но в одиночке шансы теннисиста ОКР котировались заметно выше. Пусть Нисикори он вряд ли недооценивал — японец славится своими бойцовскими качествами, да и в отсутствии класса его не упрекнешь, только частые травмы ему мешают. Но к домашней Олимпиаде Кеи, похоже, подошел на пике формы. Уже в четвертом гейме первого сета он сделал брейк. И хотя Рублев при 2:4 взял-таки подачу японца, практически сразу вновь отдал свою, а вскоре и партию. Во втором сете Нисикори хватило одного брейка, в итоге, он победил 6:3, 6:4. После поражения Рублев выглядел очень расстроенным, пожаловавшись, что ему не хватило «чуть-чуть там, чуть-чуть тут» и не забыв отметить классную игру Нисикори.

Пока еще непонятно, сыграет ли еще Андрей на Олимпийских играх – не исключено его выступление в миксте с Кудерметовой, заявка команды ОКР пока не утверждена. Сама Вероника в одиночном разряде уступила Гарбин Мугурузе 5:7, 5:7. А Медведев, днем ранее вышедший в одиночке во второй круг, завершил свои выступления в паре – с Карацевым они уступили дуэту Лукаш Клейн/ Филип Полашек 5:7, 4:6.

Было заметно, что пара ОКР, пусть и перспективна, но не слишком сыграна, вместе ребята провели в Токио всего две-три тренировки. После матча Медведев признал, что им с Асланом не удалось показать свою игру и он чувствует вину перед партнером за два заключительных гейма. Действительно в концовке встречи Даниил был явно не в ударе. Добавим также, что олимпийский турнир лишился фаворита в женском одиночном разряде – вылетела первая ракетка Эшли Барти (тем самым чуть «расчистив» сетку для Анастасии Павлюченковой). А победитель двух последних Олимпиад Энди Маррей и вовсе снялся с одиночного разряда без игры, решив, с учетом неидеальной физической формы, сосредоточиться на игре в паре.

Зато Хачанов сумел преодолеть все трудности в поединке с Йосихито Нисиокой, выиграв 3:6, 6:1, 6:2 и теперь встретится с Джеймсом Даквортом. У женщин Елена Веснина справилась с Аленой Остапенко 6:4, 6:7, 6:4 и теперь сразится с Камилой Джорджи. Впечатлили бойцовские качества Екатерины Александровой, уступавшей в решающем сете Элизе Мертенс с брейком, но взявшей верх 4:6, 6:4, 6:4. Она во втором круге сыграет с Ниной Подорошкой.

Все, что нужно знать об олимпийском турнире по теннису читайте здесь

Полное расписание соревнований по теннису на Играх в Токио смотрите здесь

Ссылка на основную публикацию