По преданию, обычай ставить ель в доме на праздник Христова Рождества связан со святым Бонифацием. Однажды он проповедовал в Германии, рассказывая об этом значимом празднике. Чтобы продемонстрировать язычникам свою мощь и веру, он срубил дуб – символ бога Тора. Огромный ствол упал, повалив за собой другие деревья, но при этом не задев ель. Язычники поняли, насколько слабы их боги и как крут Иисус. В честь этого события Бонифаций назвал ель «деревом младенца Христа», после чего зеленая красавица стала полноценным участником зимнего праздника.
Кроме того, с древних времен люди почитали ель как символ бессмертия и вечной жизни, здоровья и возрождения, а также общения с загробным миром. Они считали, что в стволах обитают духи, которых надо задабривать подарками. В конце декабря, когда начинался солнечный год, люди развешивали на ветках различные подношения – ленты, амулеты, яйца, яблоки, а у подножья зажигали свечи.
Подобное сочетание языческих и раннехристианских традиций привело к тому, что ель стала набирать популярность как символ Рождества и наступления нового года. Более широкое распространение обычай получил в эпоху Реформации в протестантских странах. Говорят, что одним из первых ее стал наряжать знаменитый Мартин Лютер: однажды в сочельник он украсил верхушку елки звездой в память о Вифлеемской звезде. А одно из первых письменных свидетельств об украшенных деревьях датировано 1605 годом. В нем описываются жители Страсбурга, которые ставят ели в домах и кладут на них розы, вафли, золотую фольгу, сахар и т.д.
Кстати, в XVI веке Центральной Европе существовал обычай наряжать небольшие лиственные деревья. Иногда их подвешивали к потолку.
В течение двух столетий обычай, связанный с елкой, распространился почти по всей Европе – он затронул Англию, Данию, Чехию, Австрию и другие страны. Благодаря эмигрантам, он появился и в Америке. В США ель наряжали фруктами и свечами, а после стали использовать различные игрушки. А жители восточных стран оценили ель уже в XX веке. Правда, эта традиция коснулась всего нескольких государств – Турции, Ирана, Марокко.
Появление праздничного атрибута в России
Жители нашей страны обязаны появлением праздничной ели Петру I. В начале XVIII века он издал указ, согласно которому в России вводилось новое летоисчисление, и новый год начинался с 1 января. Также в документе содержались предписания, как правильно устраивать праздник. В нем ель фигурировала как городское украшение – в помещениях ее не ставили.
Первые рождественские елки появились в жилищах в начале XIX столетия – ими украшали дома петербургские немцы, которые свято соблюдали традиции. Считается, что повсеместную моду на эти деревья ввел Николай I. Позже по примеру царской семьи хвойные стали появляться в богатых столичных домах, постепенно завоевывая жилища россиян. Этому могли поспособствовать газеты, которые вдруг заговорили о елке как об оригинальном украшении. Деревья стоили недешево, а лучшие экземпляры привозили из Финляндии.
После революции мода на елки в домах не исчезла. Правда, она претерпела изменения после введения в стране григорианского календаря, когда Рождество и Новый год поменялись местами. К тому же власти стали бороться с религиозными праздниками, что отрицательно сказалось на статусе Рождества, чьи елки постепенно становились «комсомольскими».
Своеобразное возрождение у них наступило в 1935 году с подачи второго секретаря Центрального Комитета компартии Павла Постышева – он стал инициатором создания светского новогоднего праздника. По его инициативе в декабре этого года была установлена наряженная елка для детей.
Позже мероприятия для самых маленьких стали традиционными, а статус главной елки получила хвойная представительница Дома союзов. В 1976 году это звание перешло зеленой красавице в Кремле.
Так постепенно ель становилась символом Нового года. На протяжении многих лет менялись ее украшения: к конфетам и фруктам добавлялись игрушки с изображением пионеров, космонавтов, солдат, врачей, автомобилей и т.д. Во времена правления Никиты Хрущева на стеклянных шарах рисовали кукурузные початки и хоккеистов.
С упразднением религиозного Рождества елка в СССР стала символом Нового года, хотя и привнесла с собой прежние атрибуты. Сегодня многие жители нашей страны наряжают ее ближе к НГ, при этом в некоторых домах деревце стоит аж до весны.
Почему именно ёлка традиционно украшает дома накануне Нового года, объясняет легенда про маленького Иисуса, а также факты из жизни немцев.
Говорят, что возле пещеры, где родился Христос Спаситель, росло три дерева — олива, пальма и ель. Первые два подарили младенцу свои плоды, а ель, кроме, иголок, липкой смолы и шишек, ничем порадовать малыша не смогла, и от этого заплакала.
В этот момент с неба посыпались звёзды, и дерево преобразилось, засверкало. От восторга новорождённый Иисус заулыбался. Ель искренне обрадовалась, повеселела, но не дала волю гордости и самолюбованию, за это Ангел наградил её вечным празднеством — сделал символом Нового года и Рождества.
Теперь пушистая ель ежегодно делает жизнь людей ярче, счастливее и дарит волшебное настроение. Но это лишь одна из самых популярных красивых легенд.
Почему ёлку наряжают на Новый год?
На самом деле обычай ставить ёлку на Новый год и наряжать её пришёл к нам из Западной Европы. До этого россияне просто ставили деревья на улице, считая, что они притягивают злых духов, поэтому устанавливать их в доме небезопасно.
Немцы, которые жили в 19 веке в Санкт-Петербурге, показали русским дворянам, что ель надо подвешивать вверх тормашками, а не ставить на пол и уж точно не на улице. Так они организовывали развлечение для детей, которые должны были сорвать с дерева подвешенные сладости.
В 1840 году в России стали появляться первые ёлочные базары, на которых можно было купить украшения для ёлки — кольца, ленты и бусы. С тех пор люди преображают деревья не только в квартире, но и на улицах — на главных городских площадях, в парках и во дворах.
Совсем скоро бой кремлевских курантов ознаменует начало нового года, в небе разгорятся тысячи цветных огоньков салюта, а в каждом доме, на каждой городской площади будет стоять она – нарядная, праздничная, прекрасная новогодняя елочка. Утром детишки с удовольствием будут копошиться в поисках подарков от Дедушки мороза, а взрослые радоваться неспешному праздничному утру, первому утру наступившего года.
Содержание статьи
1. Введение
2.Религиозные предания
3. Германские корни
4. А что в России?
5. Заключение
Однако мало кто из нас, взрослых, задумывался, почему на Н овый Год наряжают елку, почему именно елку и почему именно на этот праздник. Действительно, вопрос непростой, а если он прозвучит из уст маленького любопытного почемучки – неподкованный в плане эрудиции и знаний всяких традиций взрослый сильно рискует подорвать свой авторитет всезнающего мудреца.
Ну что ж, пора провести небольшой ликбез, правда? Разбираемся в это замечательной традиц ии и ее истоках вместе с Luckymummy .
Религиозные предания
Появление нарядной елочки в рождественскую пору связывают с появлением на свет Иисуса Христа. Предание гласит, что поприветствовать новорожденного Иисуса хотели не только люди, но и даже животный и растительный мир. Все – от маленькой травинки до могучих хищников – чествовали Христа и собирались у той самой пещеры, где находилась Дева Мария со своим младенцем.
Среди чествующих была и скромная елочка, которая проделала долгий и трудный путь из северных стран. Остановившись у входа, ель не решилась сделать шаг внутрь и постеснялась зайти и отдать почести младенцу. На вопрос других деревьев, елочка ответила, что не может похвастать пышными листьями, крупными яркими ягодами или цветами, а колючки могут причи нить маленькому Иисусу боль. Тогда деревья пожалели елочку и с радостью поделились с ней с воими украшениями. Тогда ель во шла и поприветствовала Христа, он протянул к ней свои ручки, а на макушке рожде ственского дерева воссияла Вифле емская звезда.
Среди других интерпретаций религиозных преданий, объясняющих, почему на новый год наряжают ёлку, можно рассмотреть и такой вариант:
Ель, пришедшая че ствовать рождение Христа, побоялась войти в пещеру с матерью и младенцем, глядя на красивые деревья и цветы, которые радовались пришествию пророка вместе с остальными. Но ангел-хранитель, наблюдавший за елью неподалеку, сжалился над деревом и украсил ее тысячами звезд. Тогда елочка восхитилась своей красоте, но ее не переполняла гордость. Тогда пророк-младенец возрадовался ее появлению, а Ангел нарек ель символом Рождества Христова.
Вот такая красивая история.
Германские корни традиции
Кто бы мог подумать, но ответ на вопрос: « Почему на Новый Год принято наряжать елку ?» кроется в Германии, да, да, именно там придумали использовать это хвой ное дерево в качестве рождестве нского атрибута.
Раньше в Германии верили в духов , и дабы их у милостивить, люди ходили в лес и носили лесу дары. Считалось, что «проводниками» между миром людей и духовным миром выступали именно хвойные деревья . Духи будут задобрены, как считалось, если принести им особые дары. Сладости, провизия, различные красивые вещи, красные ленты вешались на колючие веточки елей и сосен как признательность высшим силам за благополучие и плодородие в последующем году.
Есть и другая версия, согласно которой монах Бонифаций решил опровергнуть веру в язычество, срубив священный дуб, которому поклонялись многие язычники в те времена. Дуб упал на близлежащие деревья, подмяв их под своим величественным стволом. Однако одна ель, растущая неподалеку, осталась невредимой , а потом уже из ствола поверженного дуба стала расти пихта. Многие приняли это как знак победы над язычеством православной религии. С тех пор в знак благодарности и в качестве даров для будущего плодородия ель принято украшать дарами природами и различными красивыми вещами.
Был слух, что знаменитый реформат ор Лю тер в XVI веке закрепил традицию украшать рождественское дерево в домах, принеся как-то после прогулки в лесу небольшую ель. Детишки украсили его блестящими шариками, орешками и фруктами. Поговаривают, что многие гости, бывшие в доме Лютера, взяли на заметку такую идею, которая, конечно же, быстро разлетелась по всей стране и полюбилась всем.
Позже праздничные рождественские ели стали устанавливать и украшать на городских площадях не только в Германии, но и по всей Европе. Люди все так же украшали деревья как символ даров вы с шим духам, водили хороводы и пели рождественские песни . Бытует мнение, что традиция водить хороводы является ничем иным, как трансформированными обрядовыми танцами вокруг священного дерева.
А что в России?
Традиция ставить елку на рождество появилась в России во время правления Петра I , который, как известно, был ярым поклонником Европы и ее культуры, стараясь интегрировать ее в своей стране . Был даже указ, который гласил: размещать украшенные рождественские ели повсеместно, также начало нового года сместили на первое января вместо 1 сентября по старому календарю. Однако это нововведение не прижилось у русского народа. Можно предположить, что хвойные ветви ассоциировались у людей с похоронной процессией, нежели с праздником, поскольку на Руси было принято выстилать последний путь покойного хвойными веточками.
Далее новую жизнь традиции дала супруга Николая I , немка по происхождению. В царском дворце на Рождество стали красоваться украше н ные елочки, а после вся знать переняла этот обычай. Затем елочки и хвоя в рождественские праздники появилась в домах обычных людей.
В революционной России к ели как к то ржественному атрибуту относилис ь прохладно, но вс е же ее не запрещали: Владимир И льич уж очень любил рождественские деревья, а затем хвойная растительность стала уже новогодним атрибутом. После ели стали «персоной нон грата» как религиозный символ вплоть до 1948 года. Однажды журн а листы одной из газет предложил Сталину «организовать новогоднюю елку для детей», на что получили неожиданное согласие. С тех пор украшать елку на Новый Год стало приятной традицией до сегодняшних дней.
Заключение
Ну вот, теп е рь , когда вы решите украсить елку со своим ребенком, а он вдруг задаст вопрос из серии: «Почему мы это делаем?», вы сможете объяснить ему, откуда взялась эта чудная традиция и рассказать ему одну из этих замечательных историй.
Украшать дома ветками растений, которые никогда не сбрасывают свое «одеяние», начали еще до распространения христианства на территории Северной Европы. Считалось, что в ветвях деревьев живут духи, и, украшая дерево, их пытались задобрить. Возможно, для древних людей ветки хвойных деревьев символизировали вечную жизнь. Кроме того, считалось, что Солнце особенно благоволило вечнозеленым деревьям. Поэтому, встречая день зимнего солнцестояния, древние германцы украшали жилища ветвями ели.
Появление обычая ставить в домах ель в праздник Рождества Христова предание связывает с именем святого Бонифация (7-8 век). Считается, что проповедуя в Германии среди язычников и рассказывая им о Рождестве Христовом, он срубил дуб, посвященный богу грома Тору, чтобы показать язычникам, насколько бессильны были их боги. Дуб, падая, повалил несколько деревьев, кроме ели. И святой Бонифаций назвал ель «деревом Младенца Христа». По-видимому, сначала ёлки устанавливались в праздник Рождества без украшений. А собственно обычай наряжать ель установился после Реформации в протестантских странах. Согласно самой известной из легенд, начало традиции украшать елку положил Мартин Лютер в 1513 году. Согласно преданию, именно немецкий реформатор в Рождественский Сочельник украсил верхушку ёлки звездой в память о Вифлеемской звезде.
В Россию обычай украшать ель на Рождество привез Петр I. Накануне 1700 года Петр повелел Новый Год отмечать 1 января (вместо 1 сентября). Тогда же указом Петра I было велено: «по улицам… перед воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых… стоять тому украшению января в первый день».
Однако в ту пору традиция наряжать ёлку не прижилась – возможно, связано это с тем, что на Руси еловыми ветками принято было выстилать путь покойного на погост, поэтому хвойное дерево не ассоциировалось с праздничным весельем.
Считается, что возродила традицию княгиня Александра Федоровна (немка по происхождению), ставшая женой русского царя Николая I. В 1818 году в Сочельник она повелела поставить в помещениях царского двора в Москве ели, украшенные конфетами и фруктами. После восхождения на престол Николая I традиция устанавливать ёлку под Рождество распространилась за пределы царской резиденции, а уже с конца 1840-х годов в Москве и Петербурге каждую зиму стали открываться ёлочные базары. При этом, по некоторым источникам, традиция всё равно приживалась достаточно трудно, и повсеместным украшением елка в России стала только в конце XIX столетия.
В советское время изначально ёлка не приветствовалась, так как «напоминала» о религии и Рождестве. Так, с началом гонений на православие в немилость попала и рождественская ель: ставить её в доме стало даже опасно. Но вот 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья под заголовком «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку!» Сталин поддержал инициативу, а зеленая красавица вышла из опалы и стала символом наступающего нового года: были организованы ёлочные празднества, в магазинах появились ёлочные украшения. Так рождественская ёлка трансформировалась в новогоднюю (на её макушку в СССР надевали вместо Вифлеемской — пятиконечную звезду).
Сегодня хвойное дерево является неотъемлемым символом Нового года для большинства семей и неизменно ассоциируется с праздничным весельем, Дедом Морозом и подарками. Вместе с тем в рамках церковной символики зеленые красавицы являются одним из атрибутов праздничного украшения храмов к Рождеству.
Говорят, что традицию наряжать ёлку на Рождество положил святой Бонифаций. Проповедуя в VIII веке христианство язычникам, он решил срубить священный дуб, которому те поклонялись, чтобы показать, что у дерева нет никакой силы. Когда дуб упал, он повалил все деревья вокруг, кроме ели. Её-то Бонифаций и объявил деревом Христа.
По другой версии, христианская церковь всего лишь присвоила древний обычай. Традиция украшать ель была ещё у древних кельтов. В день зимнего солнцестояния, 21–22 декабря, полагалось задабривать лесного бога, принося ему в жертву животных. Внутренности несчастных агнцев развешивали на ёлке. Позже обряд перестал быть столь жестоким – и кишки заменили яблоками, колосьями, фигурками птиц и животных.
На Руси же ёлки появились благодаря Петру I. Царь не только повелел праздновать Новый год первого января (до этого Новолетие отмечали 1 сентября), но и издал особый указ, согласно которому полагалось по западному обычаю украшать фасады зданий ветвями хвойных деревьев. Указ показался подданным весьма странным – на Руси еловые ветки ассоциировались с погребальным обрядом. Поэтому к распоряжению царя прислушались немногие – лишь владельцы кабаков развесили еловые лапы у входа в свои заведения. После этого в течение многих веков горьких пьяниц называли Ёлкиными.
Традиция вносить ель в дом появилась в России лишь в 1817 году благодаря императрице Александре Фёдоровне. Дочь прусского короля решила отпраздновать Рождество по западному образцу и устроила домашнюю ёлку в своих личных покоях.
Обычай праздновать Новый год под ёлкой просуществовал чуть более ста лет. После революции и Гражданской войны, когда к власти окончательно пришли большевики, ёлки были признаны буржуазным пережитком и надолго забыты.
Реабилитировали ёлку лишь в 1935 году. Советский государственный деятель и пропагандист Павел Постышев в своей статье в газете «Правда» назвал нападки на ёлку «левым загибом», и ёлка вернулась в дома советских граждан. Правда, не как символ Рождества, а как непременный атрибут Нового года.
Дед Мороз и Санта
Весёлый добрый старик с мешком подарков – таков привычный образ Деда Мороза. Однако наши предки представляли его совсем другим. Повелитель вьюги и холодов у древних славян звался Карачун, и он вовсе не был добрым дедушкой. Это суровый старик с длинной белой бородой, в синем кафтане и с волшебным посохом. Коснётся им окон домов – и те вмиг покроются инеем, дотронется до речки – та в минуту замёрзнет.
Людей Карачун не жалеет – бывает, насмерть морозит путников, бывает, ворует детей и уносит их в своё холодное подземное царство. Свита Карачуна тоже совсем не похожа на милых оленей Санта-Клауса. Карачуна сопровождают птицы-вьюжницы, волки-метели, медведи-шатуны и души людей, замёрзших до смерти.
Чествовали Карачуна 21–22 декабря, в день зимнего солнцестояния. Чтобы угодить злобному старику, наши предки оставляли Карачуну немного кутьи (особая каша), считая, что это убережёт обитателей дома от гнева повелителя вьюги.
После того как на Русь пришло христианство, языческих богов стали заменять христианские святые. И на смену злобному Карачуну пришёл святой Николай, чей день памяти приходится на 19 декабря. Католики и протестанты называли его Санта-Клаусом.
В отличие от Карачуна святой Николай был весьма добрым человеком. С юности он посвятил себя религии и со временем сделался епископом. А в свободное от проповедей время Николай совершал добрые дела. Причём старался делать это тайком, чтобы избежать благодарности за свою щедрость.
По одной из легенд, как-то раз Николай узнал о трёх сёстрах-красавицах, чей отец был слишком беден, чтобы дать за ними приданое. Тогда папаша не сумел придумать ничего лучше, чем продать дочек в публичный дом. На помощь пришёл святой Николай. Через печную трубу он подкинул в дом несчастных девиц три кошелька, набитых золотом, которые угодили прямо в чулки, сушившиеся у печки. В память о добрых делах Николая в Европе было принято дарить друг другу подарки. Однако делали это не на Новый год, а на день рождения святого – 19 декабря.
Позже, в эпоху Реформации, традицию чуть изменили – подарки стали дарить на Рождество в память о дарах, принесённых волхвами младенцу Иисусу. Санта же стал символом Рождества ещё позже – в 1823 году, после того как стихотворение «Ночь перед Рождеством», написанное Клементом Кларком Муром, стало популярным. В стишке описано семейство, которое в ожидании Рождества наблюдает упряжку оленей, везущих Санта-Клауса с мешком подарков для детей.
Русский Дед Мороз очутился под ёлкой ещё позже. В дореволюционной России Рождество обходилось без него. У русских детишек Дед Мороз по-прежнему ассоциировался со злобным духом зимы, поэтому редкие попытки пригласить по западной традиции Деда на праздник оканчивались неудачно – дети попросту рыдали или разбегались в страхе. Дело пошло на лад только в 30-е годы XX века, когда сказки о Карачуне были основательно забыты. Именно тогда Дед Мороз обзавёлся Снегурочкой, которая смягчила образ сурового старика и выступила в качестве посредницы между ним и ребятишками.
Дочка или внучка?
Ответ на вопрос, кем приходится Деду Морозу Снегурочка, не так уж однозначен. Современные дети уверены, что она его внучка. Однако их прабабушки и прадедушки были другого мнения.
Дело в том, что образ Снегурочки полюбился детям и взрослым после того, как увидела свет одноимённая пьеса Александра Островского. В этом произведении Снегурочка приходилась Деду Морозу дочерью, а её мамой была Весна-Красна.
В советское время Снегурочка из девушки превратилась в маленькую девочку и стала внучкой Деда Мороза. С годами она подросла и снова превратилась в девушку, как в пьесе Островского, но родственные связи с Дедом Морозом остались неизменными.
Впрочем, кем бы ни приходилась Снегурочка Деду Морозу, она была его неизменной спутницей на всех советских ёлках. Исключение было сделано лишь на пару лет в начале 60-х годов после полёта Юрия Гагарина в космос. Тогда на празднике вместо Снегурочки Деда Мороза сопровождал космонавт.
Кстати
Первое января когда-то был обычным рабочим днём. Лишь В 1947 году указом Президиума Верховного Совета СССР первый день года был официально объявлен праздником и выходным.
Считается, что данная традиция была позаимствована у германцев. История такого обычая уходит корнями в далекий 1513 год. Считается, что именно тогда немецкий реформатор Мартин Лютер принял решение увенчать верхушку ели пятиконечной звездой. Именно она является символом рождения Спасителя. Отдать почтение родившемуся Иисусу, в соответствии с древней легендой, пришли не только люди, но и животные и даже деревья. Ель добралась из далеких северных краев, и когда остальные поздравляли с рождением мессии, скромно стояла в стороне. У окружающих возник вопрос, почему она не подошла к новорожденному. На что ель ответила, что не может преподнести будущему Спасителю никакого ценного дара. К тому же острые иглы могут поранить ребенка. И тогда все остальные деревья и растения отдали ей часть своих даров – плодов, орехов, цветов. От такого удивительного убранства зеленого дерева младенец засмеялся. И в тот же момент над вершиной засияла Вифлеемская звезда.
Есть и еще одна альтернативная версия легенды. В соответствии с ней, самоуверенная пальма и маслина не позволили ели подойти к младенцу Иисусу, высмеяв ее странный вид, острые иголки и густую смолу. Та не стала спорить с товарками, но опечалилась и не посмела переступить порог. Увидев грусть вечнозеленого дерева, ангелы решили преподнести ему дары в виде звезд с небес. И тогда ель отбросила все сомнения и показалась во всем великолепии перед взором будущего Спасителя.
Дары лесным духам
В соответствии с некоторыми исследования, традиция украшать новогоднюю ель, да и другие деревья неразрывно связана с языческими верованиями. Наши предки верили в сверхъестественные возможности природы и в то, что все окружающее обладает собственной душой. Они верили, что духи способны свести в могилу заблудившегося в лесу путника, да и просто обычного человека. И если же он вызывал симпатию, то хранители леса могли помочь выбраться из чащи и даже подсказать место, где зарыт клад.
Поэтому была сильна вера в то, что украшение елки поможет задобрить лесных духов, так как хвойное деревце издревле считалась символом жизни. Для украшения использовались цветы, плоды, орехи и другие предметы. Позднее игрушки стали делать из лент, тряпок, соломы, а впоследствии из бумаги, фольги, ваты и стекла.
Есть версия, что обычай пришел от древних кельтов, бывших анимистами и веривших, что любой природный объект – есть вместилище духа. Чтобы его задобрить, нужно принести дары или, точнее, жертвы. И первые елочные украшения были страшными и кровавыми и представляли собой внутренности животных и даже людей.
Новогодняя ель в России
В России обычай украшать хвойное дерево на Рождество ввел Петр I. Накануне 1700 года император повелел отмечать праздник 1 января, а не 1 сентября, как раньше. Тогда же указом правителя было велено расставлять перед воротами украшенные деревья и ветви хвойных пород – ели, сосны, можжевельника. Считается, что укрепила традицию супруга Николая I Александра Федоровна, бывшая по происхождению немкой.
После революционного переворота 1917 года была предпринята попытка искоренить новогоднюю традицию как отголоски буржуазного строя. Но народ успел полюбить душевный праздник, и в тридцатых годах традиция вернулась обратно. Правда, традиционная рождественская звезда трансформировалась в новогоднюю. А верхушку праздничного дерева стала венчать пятиконечная звездочка. Сейчас хвойное деревце – обязательный атрибут новогоднего праздника наряду с Дедом Морозом, мандаринами и подарками. Большинство людей перешло на искусственные деревья, стремясь сохранить природу. А как в вашей семье принято украшать елку?
Близится Новый год. Один из самых загадочных, волшебных праздников в году. Начнется новогодняя кутерьма с поиском, закупкой подарков для своей семьи, коллег, друзей. Одним из главных атрибутов этого сказочного праздника считается елка. Люди наряжают зимнюю красавицу каждый год, покупая новые, необычные украшения. Давайте разберемся, какие корни у этой замечательной традиции.
Связь с язычеством
До сих пор некоторые склоняются верить в то, что традиция украшать новогоднюю ель пришла к нам с язычеством. Наши предки верили в духов, боялись их. Хвойные деревья испокон веков считались символом жизни, поэтому украшения ёлки использовали в качестве задабривания лесных духов. Орехи, цветы, плоды – все подходило для наряда лесной красавицы. Древние люди верили, что такие дары, которые они называли жертвой, расположат к себе духов.
Что общего между елкой и Рождеством Христовым
В России традицию украшения новогодней красавицы связывают с появлением на свет Иисуса Христа. Предание нам рассказывает, что увидеть рожденного Спасителя хотели и люди и животные, даже растительный мир. Поприветствовать Иисуса Христа, который находился со своей Матерью в пещере, пришла и маленькая ёлка. Она так и не решилась зайти внутрь, потому что была вся в иголках, боялась уколоть Спасителя. Также у ёлки не было ценного дара, чтобы преподнести в подарок Новорожденному.
Чтобы утешить елку, другие деревья поделились с ней своими украшениями. Нарядная красавица зашла в пещеру, Богомладенец протянул к ней свои ручки, и на верхушке ели засияла Вифлеемская звезда. По другой версии, елке пришел на помощь ангел-хранитель. Он видел ее переживания, когда пальма и маслина не разрешили ели подойти к младенцу Иисусу. Ангел проявил свою милость, украсил зимнюю прелестницу множеством звезд.
Петр I, Николай I и Новый год
Известно, что в России первая елка была установлена и наряжена перед празднованием 1700 года по приказу Петра I. С этого же года Новый год стали праздновать 1 января. До этого было 1 сентября. Важным было то, что ель считалась украшением города. Дома елку ставить было нельзя. Обычай украшать свои жилища елкой, государь перенял у жителей Германии.
На Новый год наряжают елку, потому что хвойные деревья не меняют цвет зимой и были выбраны в качестве новогоднего украшения. Вечнозеленая ель символизировала обновление жизни, долголетие и бессмертность. Вешать на ель игрушки стали в 1830 году, при царе Николае I. Такую роскошь могли себе позволить только богатые слои населения. Лучшие деревья привозились из Финляндии. Постепенно ставить ель в дома стало допустимо и среднему классу. В печатных источниках того времени подавалась информация о елке как о необычном украшении.
Возврат традиции
С 1929 г. установка елей дома была под запретом. Большевики считали елку символом поповщины и буржуазного строя. Люди, которые решались ставить елку дома, тайком срубали ее в лесу, устанавливали подальше от окон. В 1935 г. вернулась традиция устраивать детские елки с атрибутами праздника: подарки, новогоднее застолье, дед Мороз, ёлочные игрушки. Проведение детских новогодних утренников с вручением подарков детям стали проводить в 1960-е годы.
Выходит, традиция наряжать ёлку на Новый год пришла из античности, атрибутом же стала при царствовании государя Николая I, и сохранилась в наше время.
Новый год – один из самых любимых не только детьми, но и взрослыми праздник. С ним связано множество обычаев. Мы соблюдаем их даже не задумываясь, основываясь, к примеру, на славянский календарь. Учим своих детей, что накануне прихода Нового года надо совершить целый перечень дел.
Например, поставить и нарядить новогоднее дерево. В большинстве семей – это ель. Сосну многие отвергают, но непонятно почему. Да и время выбирают разное. Католики, к примеру, приступают в 20-х числах декабря.
Несмотря на большую историю, происхождение традиции остается непонятным. Как и расхождения в названиях праздничного дерева. И то, зачем вообще наряжать лесную красавицу.
Почему на Новый год принято наряжать елку – легенда для детей
Праздничная ель непосредственно связана с Рождеством. А сама строгость традиционных украшений – дань новозаветной истории прихода Спасителя. Неудивительно, что легенда для детей наполнена библейскими мотивами. Вот она.
Когда в Вифлееме стало известно о рождении будущего Спасителя, к пещере поспешили люди, растения и животные. Каждый из гостей приносил дары.
С далекого севера спешила Ель. Дорога была не ближней, поэтому пришла она последней. Ей нечего было подарить, а еще она боялась испугать, уколоть Спасителя. Поэтому Ель стояла в сторонке. Другие растения поделились с ней тем, что было у них – яблоки, орехи, зеленые листики, яркие цветы. В таком виде и предстала она перед Иисусом. Увидев разноцветную, красивую Ель младенец улыбнулся, а над самой верхушкой дерева ярче, чем ранее загорелась Вифлеемская звезда.
Почему на Рождество украшают елку – православная история
Представители церкви говорят, что обычай ставить в домах ель связан с именем апостола Германии св. Бонифацием. Рассказывая язычникам о Рождестве Христовом во время проповеди он срубил дуб, посвященный богу грома Тору. Падая, тот повалил несколько деревьев. Стоять осталась только ель, которую Бонифаций назвал деревом Младенца Христа. Так, язычникам было доказано бессилие их богов.
Библейских сведений о том, почему именно хвойное дерево стало символом Рождества, нет. Да и не может быть, если учесть где родился Иисус Христос. Еще надо принять во внимание, что и по сей день для большинства православных священников новогоднее вечнозеленое дерево тесно связано с язычеством.
Для чего мы наряжаем именно елку на Новый год
До прихода в нашу жизнь христианства, наши предки обожествляли природу. А еще верили, что в лесах, на хвойных деревьях, живут духи. Именно они отвечают за морозы, вьюги и метели. Особенной храбрости духи набираются долгими декабрьскими вечерами и ночами. Такие шалости особенно опасны были для охотников, лесников.
Чтобы хоть как-то задобрить лесных существ наши предки вешали на ветви всевозможные угощения. А еще читали какие-то заговоры, совершали различные обряды. Помогало или нет, но традиция и мистицизм сохранились и дошли до нашего времени.
Древние славяне были убеждены, что вечнозеленая ель – символ жизни.
Почему наряжают на Новый год именно елку, а не другое дерево
Современный рождественский или новогодний ритуал сформировался в немецкой традиции в конце Средневековья и начале Нового времени. Корни образа следует искать в предрождественской мистерии. Эта театрализованная постановка посвящалась истории грехопадения. И еще – 24 декабря (канун Рождества) христиане западной конфессии чтят память Адама и Евы.
Постановка проводилась зимой. Единственным деревом, которое можно было использовать для декораций стала ель. Ее украсили яблоками как символ того самого запретного плода, печеньем – образ искупления.
Позднее эта театральная постановка стал основой рождественского вертепа. Сначала их ставили на улицах городов. А потом обряд вошел в обиход каждой семьи.
История возникновения – откуда пошла традиция наряжать елку на Новый год в России
Многие традиции пришли к нам из Европы. И обычаи, относящиеся к любимому всеми празднику, не исключение. “Окно” в эту часть мира прорубил Петр I. Именно он издал указ о том, что летоисчисление на Руси будет вестись не от Сотворения мира, а от Рождества Христова. С тех пор год стал начинаться с 1 января. Но это было только начало.
До 1840 года елку можно было встретить только в домах обрусевших немцев. Даже такие великие поэты как Пушкин, Лермонтов никогда в своей жизни не видели нарядного вечнозеленого дерева. Только святочные балы и маскарады, что и отразилось в их произведениях.
Интерес к традициям немцев наряжать лесную красавицу возник только в 1840-х. Он подкреплялся модой на произведения писателей из Германии. Описанный в них церковный обряд, который объединял всю семью, очень пришелся по вкусу. В богатых домах украшениями служили драгоценности, сладости, фрукты.
Интересно
В наше время абсолютно в каждом доме под Новый год или Рождество принято ставить елку. И уже никто не может себе представить эти праздники без этой наряженной лесной красавицы. Но мало кто когда-либо задумывался, почему именно ель, а не, к примеру, какой-нибудь кустарник или береза является символом приходящего года.
Существует множество версий по поводу этого вопроса, в том числе и самых абсурдных. Но самым верным способом для раскрытия этой тайны является погружение в историю.
Германия как родоначальник традиции
Все новшества и даже некоторые праздники приходят и приходили к нам из Европы. И елка как символ празднования Рождества и Нового года пришла к нам оттуда, а именно с территории нынешней Германии. В далекие времена, когда население Земли жило общинами и племенами, местные жители поклонялись этому священному для них дереву. Оно было символом благополучия, вечной молодости и защиты жилища от злых духов.
Сначала древние люди искали самую большую елку (в конце года), а затем украшали ее различными предметами, в основном едой. Это могли быть яйца, яблоки или орехи. Сделанные своими руками игрушки также красовались на дереве. Все это считалось своеобразным обрядом, который способен привлечь силу добрых духов.
Новогодняя ёлка
Как обычай был принят в других странах?
Из Германии данный обычай перекочевал и другие государства. Например, еще во времена существования великих фараонов, в Египте было принято наряжать деревья к Новому году. Да, ели у них никогда не произрастали и не растут и в сегодняшнее время, поэтому египтяне украшали растущие на территории страны пальмы и также считали своим долгом задабривать своих богов различными плодами их земель.
В некоторых городах Европы елку устанавливали не для целей празднования Нового года, а для других торжеств. Например, в Вене (столице Австрии) ель считали традиционным деревом на день святого Николая. В Чехию этот символ пришел в начале XIX века, если быть точнее, то в 1820 году.
Для восточных стран елка стала символом наступления Нового года только в XX веке. Для Турции, правда, это событие продлилось недолго, так как уже в 1936 году приняли решение о запрете елки вследствие истощения лесных ресурсов. В Тегеран и Марокко эта традиция пришла в 1960 году.
История проникновения елки в дома россиян
Многие российские граждане, наверно, думают, что ель на Новый год присутствовала всегда. Но не тут-то было. Всем давно известно, что ни одно, даже не слишком значимое событие в стране, не может пройти спокойно. Поэтому можно выделить несколько этапов, когда елка имела место быть на новогодних праздниках, а когда нет.
Этапы появления елки в России:
1. Основную часть европейских нововведений привез в нашу страну Петр I. Следуя его указу, в 1700 году стали не только наряжать елку к Новому году, но и праздновать Рождество. Правда, в те времена украшенная к торжеству елка считалась роскошью, и ее устанавливали только в богатых семьях и на царском дворе.
2. В период военных действий, с 1914 по 1918 годы, елку запретили. Это была Первая Мировая война, и российское правительство категорически запретило использовать елку на праздники, так как ее происхождение было связано с вражескими странами
3. Затем, после образования Советского Союза, в 20-х годах XX века ее запретили уже по религиозным соображениям.
4. Можно сказать, что полноценным началом «царствования» елки как символа новогодних торжеств стал только конец 1935 года, и эта традиция неизменна в нашей стране уже на протяжении почти восьмидесяти лет.
Нелегка судьба у нашей елки. В наше время мы уже не сможем представить ни один Новый год без этой украшенной лесной красавицы, которая восхищает своей прелестью не только взрослых, но и маленьких детишек. Ведь они постоянно с нетерпением ждут момента, когда смогут получить свои долгожданные подарки, принесенные Дедом Морозом и поставленные под елку.
Почему ёлка символ Нового Года – интересное видео
Если Вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
В предвверии Нового года хочется сделать экскурс в историю и узнать? откуда появились традиции праздновать Новый год и украшать ёлку к празднику.
Итак, погрузимся в историю.
Наверное, всем известно, что отмечать Новый год в России начали со времен Петра 1.
По царскому указу 1699 года предписывалось вести летосчисление не от Сотворения мирf, а от Рождества Христова, и по вводимому в России юлианскому календарю день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января.
Москва праздновала новый год по царскому указу неделю. Город украсили можжевеловыми, еловыми и сосновыми ветвями.
Традиция ставить ёлку в России пошла от немцев, в начале ХIХ века так праздновали сочельник петербургские немцы. В сочельник в их домах ставилась настоящая маленькая ёлочка, и в определённый час отец семейства снимал с неё покрывало.
До начала 1840-х годов обычай ставить рождественскую ёлку в России не существовал, дворцовые ёлки были исключением.
Первая публичная ёлка была организована в 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала..
Часто нововведениям способствует коммерческий интерес, так, в начале XIX века выходцами из Швейцарии были кондитеры и им принадлежала идея продавать ёлки, украшенные фонариками, а также пряниками, конфетами и другими сладостями. Такие ёлки могли купить своим детям только состоятельные родители
Также приглашение на ёлку было статусным явлением, было принято не скупиться на украшения. Ёлки украшали сладостями, засахаренными фруктами и «сахарными игрушками».
В традиции также было увенчать ёлку Вифлеемской звездой (засиявшей в небе предвестницей Рождества) и украшалась разными блёстками.
А традиция украшать ёлку шарами началась в Тюрингии в 1848 году, в городке Лауш были изготовлены первые елочные шары. Их делали из цветного или прозрачного стекла, покрывали изнутри слоем свинца, а снаружи украшали блестками. С каждым годом придумывались все новые виды дизайна рождественских шариков.
В 1867 году в Лауше открыли газовый завод. С помощью газовых горелок с пламенем очень высокой температуры, стеклодувы смогли изготавливать тонкостенные шары любых размеров. Мастера могли выдувать практически все, что угодно — фигурки животных, птиц, разнообразные гирлянды и бусы.
Игрушки раскрашивались серебряной и золотой пылью. Несколько десятилетий лаушские мастерские были монополистами в производстве новогодних украшений.
Первые стеклянные игрушки в России начали делать в начале ХХ в Клину. Мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек и прочих нужд. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы.
Клинская фабрика «Елочка» по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает бусы для елок.
Кстати, фабрика сейчас организует экскурсии на производство ёлочных игрушек, те, кто там побывал, говорят, что это очень интересно.
Мода на ёлочные игрушки не проходит уже много десятков лет, старые игрушки можно просто складывать в коробку и ждать, пока они снова станут актуальными.
А имея в доме большую коллекцию елочных игрушек, можно каждый год, комбинируя их, украшать свою елочку в совершенно неповторимом стиле.
Надеюсь, вам было интересно попутешествовать по истории традиций наряжать новогоднюю ёлку.
Если вам понравилось, нажимайте волшебную кнопку «Нравится» в правом нижнем углу под постом.
Поздравляю вас с наступающим Новым годом и желаю всего самого наилучшего.